таунхаусы и коттеджи в спб
номер
Записаться на экскурию

Органическая архитектура - история и принципы.

Есть представление, что органическая архитектура – это дома в виде слонов, насекомых и прочих живых организмов. Такое бывает, архитекторы умеют создавать строения самого необычного, даже причудливого вида. Однако понятие органическая архитектура подразумевает нечто более емкое и серьезное, чем схожесть с живыми животными или растениями. Концепция органической архитектуры возникла в двадцатом веке во многом в противовес механическому, рациональному, индустриальному.

Знаменитый архитектор прошлого столетия Ле Корбюзье утверждал, что дом – это машина для жизни. Апологеты органической архитектуры верили в противоположное: дом – это подобие живого организма. Значит, всего его части должны естественно сочетаться друг с другом и вместе образовывать цельную систему.

Среда обитания человека по их мнению должна находиться с природой в гармоничных, естественных отношениях.

Впервые словосочетание «органическая архитектура» употребил великий американский архитектор Френк Ллойд Райт в статье, написанной в 1914-м году. «Механизация лучше всего служит посредственности» - говорил он. Органические же здания, по его словам, «сделаны с той же силой и легкостью, с какой паук плетет свою паутину».

Все возможные трактовки слова органический будут верны. Такая архитектура должна мягко вписываться в ландшафт, не нарушая его, а становясь его частью. “Дом не должен стоять на холме. Он должен быть частью холма. Он должен принадлежать холму. Дом и холм должны жить вместе, делая друг друга счастливыми” – так поэтически доносил Френк Ллойд Райт свою идею. Дом-водопад в его исполнении вовсе не выглядит как-то особенно необычно, однако он так удачно расположен, его линии так тонко, хотя и не нарочито вписались в ландшафт, что кажется, действительно, будто потоки воды бегут прямо из него.

Другой принцип органической архитектуры заключается в правильном использовании материалов. Смысл не в том, что материалы обязательно на сто процентов должны быть природными, это может быть и железобетон. Главное – каждый материал использовать естественным для него образом, извлекать из него максимум возможностей и не пытаться делать то, что было бы для него противоестественно. Скажем, дерево может быть очень гибким и образует красивые, фактурные поверхности, бетон может быть текучим, а кирпич обеспечивает идеальную прочность и тоже по-своему очень красивую фактуру.

Текучие формы – тоже признак органической архитектуры, хотя и вовсе необязательный. Знакомый и последователь Френка Ллойда Райта немец Эрих Мендельсон прославился благодаря тому, что построил башню обсерватории в Потсдаме, стены которой были как будто вылеплены из чего-то пластичного. В ней не было не то что ни одной правильной геометрической фигуры, не было даже и прямой линии. Если метафорой механизации архитектуры стали самые простые и понятные геометрические фигуры, то органическая архитектура исходит из того, что природные формы могут быть неправильными и иррациональными, не поддающимися описанию. Впрочем, это не значит, что органическая архитектура полностью отказалась от параллелепипедов и сфер. Это значит, что она не ограничивает себя ими.

Гораздо важнее в наследии Мендельсона то, что он был всегда крайне внимателен к местному контексту, не верил в то, что архитектура может быть универсальной, что можно придумать одно хорошее решение, которое подходило бы любому месту в мире. Приехав в 1930-е годы в Тель-Авив, который тогда застраивался выпускниками знаменитой школы Баухауз белыми бетонными зданиями, он выражал свое резкое

неодобрение по отношению к происходящему. Мендельсон считал, что чтобы в домах было приятно жить, нужно строить их с оглядкой на местные традиции. Использование камня и устройство привычного для арабских культур внутреннего двора были не блажью и не анахронизмом, а важным условием выживания в жарком климате. Именно это он и делал в своих тель-авивских постройках. Сейчас, когда наследие Баухауза стало для Тель-Авива не только гордостью, но и обузой – представьте, сколько нужно электричества, чтобы охлаждать бетонные дома с плоской крышей на почти круглогодичной жаре.

Наконец, органическая архитектура предполагает соблюдение баланса в отношении интегрированности внутренних помещений здания в среду. В доме, с одной стороны, должны быть пространства, открытые внешнему миру: террасы, веранды и балконы. И в то же время, обязательно должны быть зоны, скрытые от внешнего мира, где человек мог бы чувствовать себя в полной безопасности.

Выбирая органическую архитектуру для нашего коттеджного поселка мы выбирали не стиль, а отношение к жизни к месту обитания. Для тех, кто решился строить что бы то ни было на природе, органическая архитектура – единственный правильный выбор.

Дома первой очереди «Прибрежного квартала» отдаленно напоминают грибы, но это только внешний атрибут. В действительности мы хотели построить дома, которые следовали бы всем перечисленным выше принципам, не вторгались бы в природу, а гармонично сосуществовали бы с ней.

 

Знаменитые здания в стиле органической архитектуры:

 

Антонио Гауди, Casa Mila (Барселона, Испания)

  

Френк Ллойд Райт, Дом над водопадом (Штат Пенсильвания, США)

 

 Френк Ллойд Райт, Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США)

  

Эрих Мендельсон, Обсерватория (Постдам, Германия)

Норман Фостер, Сити-холл (Лондон, Великобритания)